ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 5, 2024 г.

 

Десятилетие, поменявшее вектор локомотивостроения. Гапанович В.А.

В начале 2000-х годов на Российских железных дорогах сложилась критическая ситуация с тяговым подвижным составом: у значительной части локомотивного парка заканчивался срок службы, что вынуждало выполнять проекты продления этого срока, были высоки простои в ремонте, низкая надежность работы локомотивов. В этих условиях назрела острая необходимость в обновлении парка тягового подвижного состава.

К решению накопившихся проблем был привлечен широкий круг специалистов железнодорожного транспорта, машиностроителей, конструкторов, ученых. Их кропотливая работа позволила сформировать проект Программы создания и освоения производства отечественных магистральных (грузовых и пассажирских) локомотивов и маневровых тепловозов на 2004 — 2010 годы.

В статье рассказано о становлении и развитии локомотивостроения России в первом десятилетии XXI века.

 

Награды лучшим машинистам

В 2024 г. на железных дорогах страны во второй раз отметили новый корпоративный праздник — единый День машиниста. Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёров в ходе сетевого селекторного совещания поздравил работников локомотивного комплекса с праздником и вручил государственные и отраслевые награды. Приводится список награжденных лиц.

 

Скоростной подвижной состав: история и современность. Чекмарёв Е.А.

В статье сделан обзор развития скоростного подвижного состава: от первого опытного состава на электрической тяге до современных скоростных электропоездов. Рассмотрены перспективы развития пассажирского подвижного состава, в том числе на альтернативных источниках энергии.

 

Семинар по неразрушающему контролю деталей тягового подвижного состава

В связи с вводом в действие новых нормативных документов в области неразрушающего контроля (НК) деталей и узлов подвижного состава в Санкт-Петербурге прошел научно-практический семинар, посвященный данной теме. Мероприятие прошло в Петербургском университете путей сообщения Императора Александра I совместно с ООО «Научный центр мостов и дефектоскопии» при поддержке Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Цель мероприятия — повышение квалификации персонала по НК — руководителей и ведущих специалистов подразделений НК. С докладами на семинаре выступили специалисты-разработчики нормативной и технологической документации по НК, представители организаций, специализирующихся на аттестации лабораторий НК. В статье приведена краткая информация о докладах основных спикеров мероприятия.

 

Влияние внешних световых приборов тягового подвижного состава на состояние безопасности движения. Рыстина Е.А., Калугин С.П.

Состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте напрямую зависит от успеха применения внешних световых приборов тягового подвижного состава, важной составляющей которого является рациональная компоновка приборов, порой требующая значительной степени оптимизации. При этом история развития железнодорожного транспорта показывает, что такая оптимизация является весьма непростой целью, для достижения которой приходится решать целый комплекс задач.

В статье сделан обзор развития расположения внешних световых приборов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

 

Преобразователь собственных нужд электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Преобразователь собственных нужд (ПСН) предназначен для преобразования высоковольтного постоянного напряжения контактной сети 3 кВ в ряд низковольтных напряжений постоянного и переменного тока для электрических цепей собственных нужд магистральных грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС6 Синара», эксплуатируемых в условиях умеренного климата.

В статье приведены особенности конструкции преобразователя собственных нужд электровоза 2ЭС6, его технические характеристики, работа комплекта ПСН, резервирование шкафов ПСН различных модификаций и каналов питания вспомогательных машин при возникновении различных неисправностей.

 

Электрическая схема электровоза ЭП1М(П). Мысков О.В.

Продолжение статьи (начало см. № 2 — 4, 2024 г.).

В четвертой части статьи приведено описание работы цепей управления режимом тяги, рекуперативного торможения, отопления поезда, системой пескоподачи и вспомогательным компрессором токоприемника.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тепловозов ТЭМ18ДМ последних выпусков. Хлызов А.Г.

Продолжение статьи (начало см. № 4, 2024 г.).

Во второй части статьи приведены неисправности в цепях трогания тепловоза с места.

 

Правильно выполнять требования нормативных документов. Титов М.В., Горюнов Г.Н.

В Правилах технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 151, установлен порядок включения тормозного оборудования локомотива в составе поезда, в котором находятся два и более действующих локомотива. Это указано в Приложении 2 (пункты 7 и 9).

В статье разъясняется необходимость различного положения управляющего органа крана машиниста на локомотивах при применении данных пунктов Правил.

 

Конструкции непосредственного тягового привода для подвижного состава нового поколения. Карпов А.Е., Воробьев В.И.

Одним из направлений значительного улучшения динамики, снижения потерь энергии в механической части тягового привода тягового подвижного состава является создание непосредственного (безредукторного) тягового привода с бесколлекторным электродвигателем. Внедрение непосредственных тяговых приводов позволит сократить затраты на электроэнергию, топливо и масло на 6 %, а на ремонт и обслуживание тяговых двигателей — в два раза. Одна из причин, сдерживающих практическую реализацию привода, — проблема создания его рациональной механической части.

В статье рассмотрены варианты конструкций непосредственного тягового привода на тяговом подвижном составе, приведены пути их совершенствования.

 

Незаметные гиганты. История маневровых тепловозов ЧМЭ5. Яцков Д.Н.

Окончание статьи (начало см. № 4, 2024 г.).

В окончании статьи рассказано об особенностях конструкции экипажной части тепловоза ЧМЭ5, электрических машин и аппаратов.

 

Памяти Л.М. Бондаренко

В статье рассказано о творческом пути известного в транспортном машиностроении конструкторе Леониде Марковиче Бондаренко, ушедшем из жизни на 75-м году.

 

Кузнец железнодорожных кадров. Елсаков А.В.

В статье рассказано о трудовом пути Владимира Анатольевича Тюкавина, бывшем преподавателе Котласского подразделения Северного учебного центра профессиональных квалификаций Северной железной дороги, ушедшем из жизни на 79-м году.

 

На 1-й с. обложки — фото грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара»