ЖУРНАЛ «ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 1, 2016 г.


Итоги работы вагонного хозяйства в 2015 году

В статье приводятся основные результаты деятельности эксплуатационного вагонного комплекса Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» в 2015 г. Задачи, поставленные Компанией перед вагонным хозяйством, в целом выполнены. Публикуются данные о производительности труда, доходах, выполнении времени простоя вагонов в парках, состоянии с безопасностью движения (событиях) и с охраной труда (травматизме), объемах и качестве текущих ремонтов, эксплуатационных расходах и другие сведения.


Определены лучшие работники эксплуатационных депо 2015 года

Центральной комиссией по организации соревнования ОАО «РЖД» подведены его результаты среди коллективов бригад, колонн, участков, смен, мастеров, руководителей среднего звена и работников массовых профессий структурных подразделений Компании за 2015 г. Статья знакомит читателей с победителями в эксплуатационном вагонном комплексе дирекций инфраструктуры, которым присвоены почетные звания лучших по профессии, лучших руководителей, мастеров и т.д.


Барьерные функции повышают безопасность движения. Ивашов В.А., Неумоин В.А.

Одной из основных задач Управления вагонного хозяйства является допуск на пути общего пользования исправного подвижного состава. В рамках выполнения этой задачи разработано и утверждено Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.11.2015 № 2764р, определяющее порядок и сроки ввода барьерных функций. В соответствии с требованиями этого распоряжения в информационных системах Компании реализуются логические контроли. В статье разъясняется содержание и структура барьерных функций, предотвращающих выход на линию неисправных вагонов.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за 2015 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства в IV квартале и в целом за 2015 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Бережливое производство совершенствует технологические процессы отцепочного ремонта. Садковский С.А., Решетников Г.А., Сигутова А.С.

Начиная с 2010 г. служба вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры участвует в проекте «Бережливое производство в ОАО “РЖД”». Во внедрении технологий бережливого производства приняли активное участие такие эксплуатационные вагонные депо, как Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Тайшет, Северобайкальск и др., которые неоднократно занимали призовые места. Публикуемый материал рассказывает об организации и функционировании системы бережливого производства в эксплуатационном вагонном хозяйстве Восточно-Сибирской дирекции.


Оптимизация технологии технического обслуживания поездов на станции Лужская. Проскунин Е.В.

Финалистом общесетевого конкурса «Лучшее подразделение в проекте “Бережливое производство” в ОАО “РЖД” в 2015 году» по Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры стал коллектив эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский. Проект оптимизации технологии технического обслуживания поездов на станции Лужская занял первое место. Статья знакомит читателей с проделанной коллективом работой.


Установка для перемещения вагонов на участке текущего отцепочного ремонта. Князев Р.В.

В общесетевом конкурсе «Лучшее подразделение в проекте “Бережливое производство” в ОАО “РЖД” в 2015 году» по Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры успешно выступил коллектив эксплуатационного вагонного депо Ртищево Юго-Восточной дирекции инфраструктуры. Проект установки для перемещения вагонов на путях участка текущего отцепочного ремонта на станции Ртищево-1 занял второе место. Эта установка позволила не привлекать маневровый тепловоз для перемещения вагонов, что принесло существенный экономический эффект.


Современные формы организации технической учебы в вагонном хозяйстве. Лукс Д.Ю., Кириллова С.С.

Организация технической учебы для вагонного хозяйства имеет первостепенное значение. Целями проводимой учебы являются:

обеспечение постоянного соответствия уровня профессиональных знаний и навыков работников требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям;

получение работниками новых знаний и навыков, связанных, в том числе, с изменениями технологических процессов, вводом новых технических средств.

В настоящее время техническая учеба с работниками подразделений эксплуатационного комплекса вагонного хозяйства организована в соответствии с требованиями ряда нормативных документов. Статья подробно знакомит читателей с этими документами, с оснащением учебных кабинетов, учебными программами, описывает организацию дистанционной формы обучения и т.д.


Техническая учеба — в ногу со временем! Самсоненко Ю.А., Назаров А.В., Булатова С.А.

Повышение качества проведения теоретических и практических занятий с работниками, связанными с движением поездов, является в настоящее время приоритетным направлением деятельности руководителей эксплуатационных вагонных депо и службы вагонного хозяйства Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры. Для осуществления технической учебы на более качественном уровне выполнено техническое и информационное оснащение кабинетов и полигонов с использованием современных перспективных технологий в целях профессиональной подготовки и повышения квалификации старших осмотрщиков и осмотрщиков всех наименований. Все это позволило организовать одну из лучших на сети дорог систему технической учебы.


Совершенствовать конструкцию узлов и деталей вагонов. Лосев Д.Н.

Автор является председателем Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». В статье приводится обзор работы Подкомитета в прошлом году. Согласно утвержденному на 2015 г. плану работ и с учетом поступающих поручений Комитета по грузовому подвижному составу было проведено 6 заседаний Подкомитета по вагоностроению и 10 встреч его Рабочей группы, где были рассмотрены 68 вопросов и предложений по основным направлениям деятельности Подкомитета. Рассказывается об основных итогах проведенной работы.


Новый этап развития аппаратуры КТСМ. Гондоров В.А.

Проведенный анализ отцепок грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт по неисправности буксового узла в 2015 г. показал рост их количества более чем на 20 % по сравнению с 2014 г. при снижении объема грузовых вагонов, проследовавших через ПТО сети железных дорог, на 0,03 %. Средняя подтверждаемость отцепок вагонов по результатам расследования составила 95,8 %.

Из всех отцепленных по неисправности буксового узла грузовых вагонов 85 % отставлено по показаниям устройств КТСМ. При этом около 50 % отцеплено именно по неисправностям цилиндрических роликовых подшипников. Рост остановок поездов по показаниям устройств КТСМ в 2015 г. вызван также увеличением количества находящихся в эксплуатации вагонов с коническими подшипниками кассетного типа. Они имеют более высокую рабочую температуру по сравнению с цилиндрическими, особенно при отрицательных температурах наружного воздуха.

Чтобы снизить количество остановок поездов при рабочем нагреве буксовых узлов, в прошлом году был разработан и проведен ряд мероприятий по устройствам КТСМ. Специалистами Управления вагонного хозяйства и ООО «Инфотэкс-АТ» проводится также работа по дальнейшему совершенствованию средств теплового контроля подвижного состава на ходу поезда. В 2015 г. проведена опытная эксплуатация новых напольных камер КНМ-90 для устройств КТСМ-02. Данные напольные камеры успешно прошли этап опытной эксплуатации на Свердловской железной дороге и приняты в постоянную эксплуатацию. Напольные камеры КНМ-90 стали основой для разработки устройств КТСМ третьего поколения (КТСМ-03), выполненных на современной элементной базе. Их можно внедрить и эксплуатировать без использования перегонных помещений, с размещением в шкафу. Подробности — в публикуемом материале.


Сервисное обслуживание колесных пар грузовых вагонов с подшипниками кассетного типа. Иванов И.А.

Специалисты АО «Вагонная ремонтная компания-2» в последние годы организовали в своих ремонтных депо систему сервисного обслуживания колесных пар грузовых вагонов с подшипниками кассетного типа ведущих производителей — ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания», ООО «Тимкен-Рус Сервис Компани», ООО «СКФ-Тверь». Ряд ремонтных депо уже получили сертификаты этих компаний, на очереди в 2016 г. еще 17 депо. Организация сервиса описывается в публикуемой статье.


«Алтайвагон» сертифицировал первую в России скоростную платформу

Вагон-платформа модели 13-2114-11 со скоростью движения в груженом и порожнем состояниях 120 км/ч, осевой нагрузкой 20,5 тс была представлена на прошедшем в сентябре 2015 г. в Щербинке V Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО 1520» и вызвала большой интерес специалистов. Разработка алтайских вагоностроителей была удостоена Диплома II степени конкурса ОАО «РЖД» на лучшую инновационную разработку в 2015 г.

На сегодняшний день проведены все испытания нового вагона-платформы и новой модели тележки, необходимые для оценки их соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»; результаты испытаний положительные. Получены сертификаты соответствия Таможенного союза на тележку 18-2145 и на платформу 13-2114-11.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения и дополнения

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за IV квартал 2015 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; плановому ремонту и модернизации вагонов; методикам и средствам измерений в вагонном хозяйстве, другим изменениям и дополнениям в документации.


Как собственникам решить проблемы с договорами на ТР-2. Дорошенков Р.Н.

Текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, как одна из составляющих содержания парка, существенно влияет на работу компаний-операторов. Необходимо отметить, что более 90 % текущего отцепочного ремонта на территории Российской Федерации в настоящее время проводит ОАО «РЖД» или ее дочерние организации.

При проведении ремонта вагонов АО «Первая грузовая компания» (АО «ПГК»), как и прочие собственники, сталкивается с рядом проблем, вызванных недостаточно отлаженным механизмом взаимодействия с ОАО «РЖД». Автор подробно рассказывает об этих проблемах и дает свои предложения.


Новый цех ремонта колесных пар. Киреев М.А.

В 2015 г. АО «СГ-транс» запустило цех по ремонту колесных пар грузовых вагонов в Тобольском филиале по транспорту газа АО «СГ-транс», который позволил Компании оптимизировать расходы и начать оказывать услуги по текущему ремонту колесных пар. Ранее АО «СГ-транс» пользовалось услугами сторонних организаций по проведению текущего ремонта собственных колесных пар, которые обеспечивали ремонт только 50 колесных пар в месяц.

Для проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов ежемесячно требовалось более 200 исправных, прошедших ремонт колесных пар. Чтобы обеспечить ими пункт текущего ремонта, приходилось организовывать пересылку исправных колесных пар почти со всех регионов РФ как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

В августе 2014 г. с целью оптимизации расходов и выполнения обязательств по ремонту вагонов перед заказчиками на механизированном пункте (МПРВ) текущего отцепочного ремонта в Тобольском филиале по транспорту газа АО «СГ-транс» руководством Компании было принято решение о строительстве колесного участка на инфраструктуре ремонтного испытательного пункта (РИП). Проведенный технико-экономический расчет показал эффективность проекта. Статья знакомит читателей с выполненными работами и возможностями нового цеха.


Система контроля сохранности комплектации ходовых частей грузовых вагонов «КиберВэн». Райков Г.В., Гурин С.Е.

Контроль сохранности комплектации вагонов в процессе эксплуатации в период между плановыми ремонтами со стороны владельца вагона весьма ограничен, а то и невозможен. Существует вероятность хищения технически исправных элементов ходовых частей путем их подмены контрафактными или ранее отбракованными. Это объясняется тем, что эксплуатация вагона осуществляется без постоянного контроля комплектации вагона непосредственно его владельцем и допускает применение обезличенного метода ремонта. Авторы предлагают электронное запорно-пломбировочное устройство на литые детали и экипажную часть грузового вагона, включая колесные пары, боковые рамы и надрессорные балки, с объединением их в единый программно-аппаратный комплекс.


Как уменьшить порожние пробеги грузовых вагонов. Фокин И.Н., Фомин А.Е., Горшков А.А., Самошкин С.Л.

На эффективность грузовых перевозок по железным дорогам России существенно влияют порожние пробеги. Без их сокращения трудно в обозримом будущем решить главные задачи, стоящие перед железнодорожниками — рост грузооборота, снижение себестоимости перевозки грузов, повышение эффективности эксплуатации вагонов. Между тем, можно создать типы комбинированных вагонов, способных резко сократить порожние пробеги и повысить эффективность их эксплуатации. В статье рассматриваются возможности таких комбинированных вагонов.


Влияние работы воздухораспределителей на отказы технических средств и обоснование режима их включения. Гордиенко И.А., Бронников В.В., Налабордин Д.Г.

Нередки случаи, когда при проверке отказавших воздухораспределителей на стенде УКВР их неисправность не подтверждалась. Поэтому руководством службы вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры было принято решение о выполнении испытательных поездок на участке Хилок — Чита с целью оптимизации количества вагонов, воздухораспределители которых необходимо устанавливать на горный режим отпуска, или вообще подтверждения целесообразности перевода вагонов на горный режим работы. Для этого было совершено 7 испытательных поездок с гружеными грузовыми поездами на заданном участке дороги. По их результатам было дано заключение, что проследование грузовых груженых поездов по участку Хилок — Чита возможно с включением воздухораспределителей всех вагонов состава поезда на среднем — равнинном режиме. Подробности — в публикуемом материале.


На 1-й и 3-й страницах обложки показана первая партия вагонов-цистерн для перевозки серной кислоты модели 15-9545 в цехе открывшегося недавно нового завода «ТихвинХимМаш».

На 4-й странице обложки публикуются снимки нового инновационного подвижного состава Тихвинского вагоностроительного завода, созданного для тяжеловесного движения. Это уникальный сочлененный полувагон на трех тележках модели 12-6877 и универсальный полувагон габарита Тпр с осевой нагрузкой 27 тс модели12-9548.