ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 3, 2018 г.


Кассетный подшипник — новый этап эволюции буксового узла. Лосев Д.Н.

Рынок комплектующих для грузовых вагонов стоит на пороге глобального совершенствования конструкции буксового узла: переход на подшипники кассетного типа скоро станет массовым. Вопросы совершенствования буксового узла были рассмотрены на прошедшем недавно заседании Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»). Участники встречи обсудили статистику эксплуатации буксовых узлов, оборудованных кассетными подшипниками, а также перспективы их использования в конструкциях грузовых вагонов.

Опыт эксплуатации вагонов, оснащенных кассетными подшипниками, уже наработан и позволяет анализировать уровень их надежности. По предварительной информации, к 2025 г. в плановый ремонт поступит около 100 тыс. вагонов, оборудованных подшипниками кассетного типа. А это значит, что почти 900 тыс. подшипников должны пройти плановый ремонт по факту отработки межремонтного срока. И к такому объему ремонта должна быть подготовлена соответствующая ремонтная база. В статье анализируются возникающие вопросы эксплуатации и ремонта кассетных подшипников.


Перспективы развития сервиса кассетных подшипников. Иванов И.А.

В августе текущего года состоялось заседание Подкомитета по ремонту грузовых вагонов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), на котором были рассмотрены вопросы развития сервиса кассетных подшипников для буксовых узлов колёсных пар грузовых вагонов. Состояние сервиса кассетных подшипников в настоящее время можно охарактеризовать как способность достаточно большого количества депо правильно выполнить ремонт колёсной пары РВ2Ш. Основными вопросами заседания Подкомитета по ремонту стали пути дальнейшего развития сервиса и в первую очередь — подготовки к массовой замене кассетных подшипников и организации их ремонта в условиях специально созданных ремонтных центров. Подробности — в публикуемом материале.


Рейтинги служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2018 г. Козарезова М.А., Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за II квартал 2018 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. Показаны набранные баллы депо и ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие 2018 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2018 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за первое полугодие 2018 г. выполнен (–23 %).

В первом полугодии текущего года за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.07.2018 г.), учтено 4243 отказа технических средств, что на 20 % меньше, чем за аналогичный период 2017 г. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за первое полугодие 2018 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Вагоноремонтный комплекс на пороге цифровизации производства. Иванов И.А.

На уровне вагоноремонтного предприятия существует потребность в улучшении управления продукцией, производственными процессами и техническим состоянием станочного оборудования. По мнению специалистов АО «ВРК-3», поступающие в ремонт грузовые вагоны пока ремонтируются на существующем станочном оборудовании, но в перспективе пяти-восьми лет начнется массовое поступление в ремонт инновационных вагонов, и к этому времени нужно модернизировать или заменить станочный парк, исходя из новых потребностей.

Таким требованиям отвечают станки с числовым программным управлением, которые могут обеспечивать сбор и передачу на серверы изготовителей параметрических данных о техническом состоянии станка. На основе этой информации можно проводить мониторинг технического состояния, принимать решения о закупке запасных частей, тем самым минимизировать простой оборудования и снижать финансовые риски. По мнению работников вагоноремонтных компаний, колесотокарные и колесорасточные станки должны обладать такими системами. Уже имеющийся опыт описан в публикуемой статье.


Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Бороненко Ю.П., Титова Т.С., Семёнов Е.Ю.

В г. Санкт-Петербург состоялась XIII Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», которую организовали Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Научно-внедренческий центр «Вагоны», Союз «Объединение вагоностроителей» и Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ»). Работа конференции была организована в виде проведения двух пленарных заседаний, работы трех секций: «Подвижной состав», «Испытания подвижного состава» и «Динамика, прочность и безопасность подвижного состава». В период работы конференции было проведено заседание Комиссии по грузовому вагоностроению Союза «Объединение вагоностроителей». Всего на конференции были представлены 66 докладов. Обзор их содержания, принятые решения и рекомендации приводятся в публикуемом материале.


Конкурс профессионалов ППС.

На промывочно-пропарочной станции Комбинатская в Омске прошел очередной, IX корпоративный конкурс профессионального мастерства «Первой грузовой компании» (АО «ПГК»). В нем приняли участие 24 специалиста из Новосибирского, Нижегородского, Екатеринбургского, Красноярского, Самарского и Саратовского филиалов ПГК — победители первого, регионального этапа конкурса. Финальные состязания включали тестирование и практическую часть. Во время второго этапа конкурсанты должны были подготовить специальный вагон-тренажер под налив реактивного топлива, затем оповестить и погасить пожар огнетушителем, выбрав верный из восьми представленных. Основными критериями оценки участников стали скорость и качество проводимых технологических операций, знание своих профессиональных обязанностей. Статья рассказывает о победителях конкурса.


Компания «СГ-транс» определила лучших по профессии.

Компания «СГ-транс» подвела итоги конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии». Заключительный этап соревнований прошел недавно на базе Нижнекамского производственного подразделения Октябрьского филиала компании. Конкурс проводился между работниками, чья производственная деятельность непосредственно связана с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов-цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ). О ходе конкурса и его победителях — в публикуемом материале.


Наплавка гребней увеличивает жизненный цикл колесных пар. Калетин С.В.

На сегодняшний день на рынке железнодорожных перевозок сложилась достаточно напряженная обстановка, связанная с дефицитом новых колес для грузовых вагонов. В этой связи владельцы подвижного состава вынуждены искать различные пути повышения эффективности использования комплектующих. При этом рассматриваются не только новые технические решения. В частности, для снижения стоимости жизненного цикла цельнокатаных колес колесных пар тележек грузовых вагонов рассматривается предложение возобновить восстановление гребней автоматической дуговой наплавкой под флюсом. Эта технология разработана три десятилетия назад во ВНИИЖТе и активно применялась на сети железных дорог в конце 90-х годов с неплохими результатами, о чем рассказывается в статье.


Появление дефектов на поверхности катания колесных пар: что показывает мониторинг. Рудь А.А.

Во Всесоюзном научно-исследовательском центре транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ») проводится постоянный мониторинг работы тихвинских грузовых вагонов на сети и анализ отказов их составных частей в ходе эксплуатации. Для этого специалисты центра периодически выезжают на сеть для осмотра эксплуатируемого парка. В первом полугодии 2018 г. было осмотрено 317 вагонов, отцепленных для обточки колесных пар. На них выявлено 726 случаев с дефектами на поверхности катания, из которых 82 % имели выщербины, 8 % — ползуны и 10 % — неравномерный прокат. 85 % всех выявленных дефектов имеют несимметричный характер расположения на разных колесах одной колесной пары. Статья анализирует повреждаемость колесных пар, показывает их причины.


Тележки грузовых вагонов: прогресс или регресс? Мещерин Ю.В.

В статье рассмотрены основные параметры тележек грузовых вагонов в процессе развития как технических требований к тележкам, так и их конструктивного исполнения для типов тележек 2 и 3 с максимальной статической осевой нагрузкой 23,5 и 25 тс. Приводятся конструктивные особенности этих тележек, требования к ним нормативных документов, влияющих на динамику подвижного состава.


Стенд для испытаний крупногабаритных конструкций. Шевченко В.Г., Муравлёв Е.В.

Во АО «ВНИКТИ» разработана, построена и введена в эксплуатацию автоматизированная установка для циклических ресурсных (на усталость) испытаний, позволяющая моделировать и осуществлять пространственное нагружение в 3D-плоскостях всей линейки крупногабаритных несущих конструкций (главных рам, рам тележек, промежуточных рам и балок) вагонов, локомотивов, специального подвижного состава и инфраструктуры. Данный стенд является одним из лучших образцов испытательного оборудования. Предполагается последующая аккредитация ВНИКТИ по изложенным в статье видам испытаний на соответствие европейским и международным нормам.


Модернизация валика подвески тормозного башмака грузового вагона. Романенко Е.В., Налабордин Д.Г., Бронников В.В.

Основным систематически слабым местом тормозного подвешивания грузовых вагонов является узел валика подвески тормозного башмака. Специалистами службы вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры и Забайкальского института железнодорожного транспорта разработана модернизированная конструкция валика подвески тормозного башмака. Ее особенности раскрываются в публикуемом материале.


Автономное устройство регистрации пневматических и динамических процессов в грузовом поезде. Романенко Е.В., Налабордин Д.Г., Бронников В.В.

С ноября 2017 г. на Забайкальской дороге для проведения опытных поездок с тормозоиспытательным вагоном применяется автономное устройство регистрации пневматических и динамических процессов в грузовом поезде (АУР), разработанное специалистами АО «ВНИИЖТ». Статья рассказывает о новых возможностях, предоставляемых устройством АУР, для контроля за соблюдением правил управления тормозами, состоянием тормозного оборудования на подвижном составе.


Приспособление для осмотра деталей вагонов в труднодоступных местах. Власов А.А.

Трещины в литых деталях тележек грузовых вагонов являются наиболее опасными дефектами, ведущими к разрушению деталей на ходу поезда и тяжелым последствиям. Не секрет, что главными трудновыявляемыми неисправностями вагонов являются трещины в углах буксовых и рессорных проемов боковых рам, в надрессорных балках в месте соприкосновения с фрикционным клином. Существующие в депо средства для выявления дефектов литых деталей (лупа, зеркало, досмотровая штанга с зеркалом) имеют ограниченную область применения и не позволяют увидеть в полном объеме состояние скрытых участков и труднодоступных мест.

Специалистами производственно-технического отдела эксплуатационного депо Горький-Сортировочный предложено провести модернизацию данного инструмента. Суть предлагаемой модернизации заключается в том, что в существующую досмотровую штангу вместо лампочки и зеркала вмонтирована видеокамера с подключением к мобильному телефону через разъем microUSB. О преимуществах использования новой досмотровой штанги рассказывает публикуемый материал.


«Промтрактор-Вагон» набирает обороты.

АО «Промтрактор-Вагон», один из самых современных отечественных вагоностроительных заводов, интенсивно наращивает объемы производства. По итогам первого полугодия текущего года выпуск грузовых вагонов увеличился в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В планах предприятия — вернуться к объемам докризисного периода в работе этого предприятия. В настоящее время АО «Промтрактор-Вагон» реализует потребителям две современные модели — полувагон модели 12-1303-01 и фитинговую вагон-платформу для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-9781. В статье приводятся особенности этих вагонов.


Приспособление «Поиск» для обнаружения утечек сжатого воздуха из тормозной магистрали. Романенко Е.В., Налабордин Д.Г., Козловский Е.А., Бронников В.В.

В эксплуатационных вагонных депо Карымская и Белогорск Забайкальской дирекции инфраструктуры была организована подконтрольная эксплуатация приспособления «ПОИСК», разработанного специалистами АО «РИТМ» ТПТА. Оно предназначено для обнаружения мест утечек сжатого воздуха, вызывающих самопроизвольное срабатывание тормозов подвижного состава.

Данное приспособление состоит из двух индикаторов, размещенных в металлический кейс для переноски. Принцип работы приспособления «ПОИСК» основан на сравнении полученных значений времени начала падения давления в тормозной магистрали, измеренных двумя индикаторами, и на отображении, с помощью двухцветных светодиодов, распространения тормозной волны. Статья рассказывает об опыте использования приспособления «ПОИСК».


Сервисная служба «ЕПК-Бренко»: готовы к конструктивному сотрудничеству. Ступак С.В., Козлова Т.Е.

«ЕПК-Бренко» развивает сеть сервисных центров на базе вагоноремонтных предприятий для контроля технического состояния своих кассетных подшипников, находящихся в эксплуатации. Это дает возможность оперативно принимать решения по колесным парам, попавшим на ремонтные предприятия, и существенно снижает время простоя вагона в ремонте. К настоящему времени сертификаты на право работы с кассетными подшипниками торговой марки «Бренко» выданы 54 вагоноремонтным предприятиям всех форм собственности.

Сервисные инженеры «ЕПК-Бренко» выезжают в места отцепок вагонов по предполагаемой неисправности кассетного подшипника в рамках расследования причин, а также ведут дистанционную работу с региональными сервисными центрами, помогая специалистам на местах диагностировать техническое состояние подшипников в сложных случаях. В публикуемом материале описан накопленный опыт расследования неисправностей подшипников и пути решения встречающихся проблем.


На 1-й с. обложки журнала помещен снимок инновационного люкового полувагона модели 12-196-02 для перевозки массовых неагрессивных насыпных непылевидных грузов на тележках модели 18-194-1 с осевой нагрузкой 25 тс, грузоподъемностью 75 т, объемом кузова 94 м3 производства АО «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод”».